Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся – это общеобразовательная программа, адаптированная для обучения слабослышащих и позднооглохших детей с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся разработана коллективом учителей БОУ ЧР «Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с учётом федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся представляет собой нормативный документ, регламентирующий содержание и организацию образовательного процесса начального общего образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
АООП НОО включает обязательную и формируемую часть, и составляет: 80% и 20%. Соотношение частей и их объем определяется дифференцированно в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Срок реализации образовательной программы
Сроки реализации АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся составляет 6 лет – 1 доп., 1-5 классы (6,6-12 лет, который полностью соответствует младшему школьному возрасту) для обучающихся без дошкольного образования, 5 лет - 1-5 классы (6,6-11 лет) для обучающихся после дошкольного образования.
Программа адресована:
- обучающимся и родителям (законным представителям) обучающихся для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия;
- учителям – в качестве ориентира в практической образовательной деятельности;
- администрации школы для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися АООП НОО, для регулирования отношений субъектов образовательного процесса, для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий т результатов образовательной деятельности.
АООП НОО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
- программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности с непосредственным применением федеральных рабочих программ по предметам "Русский язык", "Литературное чтение", "Окружающий мир", "Труд (технология)";
- рабочую программу воспитания;
- программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО.
Организационный раздел включает:
- учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;
- календарный план воспитательной работы;
- систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
Учебный план НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся является основным организационным механизмом реализации АООП НОО.
АООП НОО предназначена для образования:
- слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, но не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с овладением словесной речью (в устной и письменной формах), (социальными) жизненными компетенциями;
- слабослышащих и позднооглохших детей (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), имеющих при сохранном первичном интеллекте нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость, выраженные нарушения, традиционно называемыми слепоглухими);
- слабослышащих и позднооглохших детей (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), имеющих при сохранном первичном интеллекте нарушения опорно-двигательного аппарата (как обслуживающие себя, так и не обслуживающие, как ходящие, так и не ходящие);
- слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами), имеющих замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности (нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов) и эмоционально-волевой сферы;
- соматически ослабленных слабослышащих и позднооглохших обучающихся (со слуховыми аппаратам и (или) имплантами) (с нарушениями вестибулярного аппарата, врожденным пороком сердца, заболеваниями почек, печени, желудочно-кишечного тракта и другими поражениями различных систем организма);
- глухих с кохлеарными имплантами, у которых до операции не удалось сформировать развернутую словесную речь (дети с тяжелыми нарушениями слуха, обучение которых не было своевременным и успешным);
- глухих детей, которые к началу школьного образования достигли уровня развития, позволяющего им получать образование на основе АООП НОО, владеющие фразовой речью и воспринимающие на слух и с индивидуальными слуховыми аппаратами хорошо знакомый речевой материал.
АООП НОО предусматривает, что образовательный процесс на всех уроках, занятиях, во внеурочное время имеет коррекционно-развивающую направленность, обязательное включение предметов коррекционно-развивающей области, способствующих наиболее полноценному личностному развитию обучающихся, качественному образованию, социальной адаптации и интеграции в обществе.
Основная цель и задачи реализации программы
Цель реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ по слуху:
- создание условий для максимального удовлетворения обучающихся соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;
- обеспечить преемственности начального общего, основного общего образования;
- обеспечить эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий;
- способствовать освоению обучающимися высших форм игровой деятельности и создает комфортные условия для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращения игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;
- формировать учебную деятельность младших школьников;
- создавать условия для продуктивной творческой деятельности ребенка;
- обеспечивать презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать.
Планируемые личностные результаты освоения АООП НОО:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости sms- сообщение и другие);
- овладение начальными умениями адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах урочной и внеурочной деятельности);
- развитие представлений о социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с нарушениями слуха.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.